Архетипы по Михаилу Варламову

Михаил Варламов — родился 13 июня 1978г., окончил Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Современный мыслитель, философ, психоаналитик, занимается проблемами развития современного человеческого общества.

Модель архетипов — это результат исследований способностей сознания, которыми занималась группа единомышленников под руководством Михаила Варламова. Совместная работа группы, членство в которой постоянно менялось, началась в 2017 году, общий объем работ и исследований составляет порядка 4 000 чел./часов в год и продолжается по сей день, уточняя и совершенствуя описание архетипа, категорий мышления, эмоций, взаимодействий между ними и влияния на событийность.

Цель исследований: развития человеческого капитала с помощью выявление закономерностей между событийностью и мышлением.

Метод исследований: эмпирический (наблюдение, сбор и группирование эмпирических фактов, формирование гипотезы; Индукция, разработка гипотез; Дедукция, выведение последовательности гипотез, которые проверяются прогнозированием; Проверка гипотезы с нового эмпирического материала; Оценка результатов проверки), изучение прецедентов, изучение исторических совокупностей знаний, сведений, концепций и моделей когнитивной (субъективно воспринимаемой) системы человека.

Связь событий в жизни с ролями: Каждой роли соответствует своя событийность в жизни. Если какое-либо событие происходит, то оно соответствует определенной роли («культурной» либо «некультурной»). Развитие человека соответствует умению проживать разные роли и тем самым
формировать конкретные достижения (события в жизни). Психосоматика, негативные события в жизни являются последствиями неумения проживания тех либо иных ролей.

На текущий момент модель описывает: 6 векторов внимания психики любого человека. Вектора, в свою очередь, формируют 126 ролевых пар взаимодействий, включая 18 дуальных пар первого порядка пар и 108 некультурных. Культурные пары содержат 36 ролей с описанием категорий мышления и эмоций. Некультурные — 216 ролей с описанием эмоций.

Общие принципы формирования модели (в процессе публикации): Человек воспринимает мир получая сигналы от органов чувств, различая эти сигналы реагирует на них определенным образом. Изучая реакции на раздражители и внося в них коррективы можно сформировать механизм управления собственной психикой, благодаря которому достигается заранее определенная цель в событийности человека.

Сознание человека способно выделять три формальных категории: частица, волна, функция. И два состояния этих категорий: статика и динамика. Таким образом можно говорить о 6 векторах, куда может быть направлено внимание человека или 6 первичных принципов сознания: Причинно-следственная связь, Многовариантность, Сравнение, Структура, Статика, Динамика.

Понятие «дуальность» неотъемлемо от человеческой культуры (монизм, плюрализм, соотношение понятий) и применяется ко всем этим принципам. Применение каждого принципа возможно к ситуациям в разных временных отрезках: ПРОШЛОЕ (ОПЫТ), НАСТОЯЩЕЕ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ), БУДУЩЕЕ (ВЕКТОР).

Дуальные пары, роли и их производные: 18 дуальных пар первого порядка, т.е. 36 ролей первого порядка («культурных»). 36 эмоций первого порядка. Каждой роли первого порядка соответствует 1
(одна) эмоция. Проживание каждой роли первого порядка («культурной») можно заблокировать 6
(шестью) способами в зависимости от фокусировки внимания (36х6=216).

Нарушение принципа «дуальности» происходит в трёх случаях: внимание Только на себе, внимание Только на оппоненте, внимание Ни на себе, ни на оппоненте.

Таким образом, появляются: 216 ролей второго порядка («некультурных»), представленные попарно: 108 дуальных пар ролей второго порядка, которым соответствуют 108 эмоций второго порядка.

Таблица описания культурных ролей (в процессе публикации)

ВекторАрхетипКатегория мышленияЭмоция
ЛюбовьИсточникПустотаСила
ЛюбовьЗеркалоНасыщенностьСлабость
ЛюбовьИсповедникПаузаЭмпатия
ЛюбовьГрешникСобытиеУязвимость
ЛюбовьРежиссёрНаблюдениеКонгруэнтность
ЛюбовьАктерЗа мной наблюдаютЯсность
СтрастьОхотник
СтрастьПриз
СтрастьМиротворец
СтрастьМодель
СтрастьИмператор
СтрастьДоверенное лицо
ЗавистьПобедительПобедаГордость
ЗавистьСоискательПроигрышЗависть
ЗавистьПровокаторЦельЛидерство
ЗавистьСледовательЯ цельСомнение
ЗавистьТренерРаспоряжение временемДальновидность
ЗавистьЭнтузиастВыданное времяЦелеустремленность
ЛеньБиблиотекарь
ЛеньЧитатель
ЛеньУчитель
ЛеньУченик
ЛеньГений
ЛеньПрактик
ГлупостьСобственник
ГлупостьПредприниматель
ГлупостьИнвестор
ГлупостьСтартапер
ГлупостьГенератор идей
ГлупостьСистемный инженер
ОтветственностьНадзирательПроблемаЗабота
ОтветственностьИсполнительРешениеПовиновение
ОтветственностьНаставникУмение (легкость)Практика
ОтветственностьПодмастерьеНеумение (трудность)Подражание
ОтветственностьУправляющийЗадачаОтветственность
ОтветственностьМастерОзадаченностьКомпетентность
Архетипы по Михаилу Варламову, таблица культурных ролей с категориями мышления и эмоциями